Стажерская площадка по направлению "Развитие креативного мышления обучающихся" (соглашение с ГАУДПО МО "ИРО" от 01.09.2023 г.).
Инновационный проект «КреативУм - Юниор»
Креативное мышление – одно из 6 направлений функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтьев,
советский и российский лингвист, психолог,
доктор психологических наук и доктор филологических наук,
действительный член РАО
Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Способность креативно мыслить делает человека более конкурентным за счёт принятия нестандартных решений.
Стремительные изменения социального, экономического, культурного и технологического уклада во всем мире обусловили общественную потребность в устойчивом экономическом развитии, в качественно новом понимании человеческого капитала. В условиях быстрых темпов изменений и необходимости инновационных решений сложных проблем во всех возможных сферах деятельности, социальной изменчивости и технологической модернизации люди с высоким креативным потенциалом становятся все более востребованными.
Ученые-психологи подчеркивают, что уже в младшем школьном возрасте важно целенаправленно развивать способности учащихся мыслить креативно, т.к. младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития креативного мышления.
С целью развития креативного мышления младших школьников в МБОУ г. Мурманска Гимназии №3 реализуется программа внеурочной деятельности на уровне начального общего образования «Учись мыслить креативно».
В рамках реализации программы еженедельно проводятся занятия, на которых решают открытые задачи, выполняют различные упражнения и задания, развивающие креативное мышление.
Видеофрагменты с занятий
Примеры заданий
Задания и упражнения, которые использовались на занятиях с третьеклассниками:
- друдлы – дополнить фигурки неопределенной формы дополнительными элементами, чтобы получился целостный образ. Данный прием направлен на развитие воображения, способности создавать оригинальные рисунки;
- последствия ситуации – перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Например, вообрази, что случится, если все люди разучатся разговаривать;
- предложения – придумать предложение, в котором все слова начинаются на одну букву (минимум 4 слова);
- слова – придумать слова, которые начинаются на определенный слог, например, на «по» (полка, половик и т.д.); на «за» (заработок, зарок и т.д.);
- выражение - придумать как можно больше предложений, состоящих из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы – В, М, С, К, при этом последовательность букв менять нельзя. Например, Веселый Мальчуган Сделал Корабль;
- словесные ассоциации - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Например, кошка - красивая, пушистая, добрая, зеленоглазая и т.д.;
- составление изображений - нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг). Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. например, в первом квадрате нарисовать лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что хочет учащийся, который обязательно должен подписать свой рисунок;
- геометрическая фигура и предмет – назвать как можно больше объектов, которые похожи по форме на определенную геометрическую фигуру. Например, треугольник – гора, кусочек сыра (пиццы), схема изображения елки, шалаш и т.д.;
- спрятанные формы - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении;
- необычное использование – придумать как можно больше способов использования предмета. Например, зубочистка – инструмент для разрыхления земли в цветочном горшке; подпора для невысокого растения; карандаш (если обмакнуть в краску); инструмент для прочистки дырочек в дуршлаге и т.д.;
- сочинение стихотворения - продолжить сочинять известное стихотворение по-новому. Например, «Мороз и солнце; день чудесный!» - «Все потому, что он воскресный!»;
- неожиданные связи – придумать 3 отличия и 3 сходства между абсолютно разными предметами. Например, морковь и книга – сходства: цвет моркови и цвет обложки книги, толщина (тонкая морковь и тонкая книга), оба предмета можно держать в руках. Отличия: морковь едят, книгу читают; форма (морковь цилиндрическая, книга – прямоугольная); природа происхождения (морковь растет сама, книгу создает человек);
- два в одном – взять два предмета и придумать, как их можно использовать вместе. Например, дыня и сумка – сумка в виде дыни;
- хамелеон – взять любое утверждение и привести доводы «за» и «против». Например, «мыши боятся кошек»: аргумент «за» - кошки охотятся на мышей; «против» - в некоторых семьях есть домашние питомцы - мыши, которые мирно уживаются с кошками;
- новые слова – придумать новые слова и их значения. Например, новогодить – праздновать Новый год;
- сумасшедший архитектор – записать 10 любых предметов (города, фамилии, названия и нематериальные объекты использовать нельзя) и нарисовать здание, в котором будут присутствовать все перечисленные предметы;
- отличия – найти отличия на двух картинках за ограниченное время;
- составление рассказа – сочинить рассказ по ряду картинок.